Александр Беглов: Благовещенский мост, первая постоянная переправа через Неву, отмечает 175-летний юбилей
Сегодня, 21 ноября, 175-летие отмечает Благовещенский мост — первый постоянный разводной мост через Неву, построенный в Петербурге. Он соединяет Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. В настоящее время восьмиполосный мост длиной 350 метров – второй по ширине среди разводных переправ Петербурга. Его ширина составляет 38,07 метра.
«Благовещенский мост - важная городская переправа и часть нашего исторического и культурного наследия, сохранение которого входит в число десяти приоритетов городского развития на ближайшие годы. Он стал настоящим чудом инженерной мысли того времени. Свой 185-летний юбилей переправа встречает обновленной», – отметил губернатор Александр Беглов.
Этим летом на Благовещенском мосту был выполнен масштабный ремонт. Здесь заменили 14 тысяч квадратных метров покрытия проезжей части и 122 погонных метра деформационных швов. Ремонт длился немногим больше месяца. Полного закрытия движения по переправе не потребовалось – работы велись поэтапно.
В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз подготовил проект моста через Большую Неву на Васильевский остров. Закладка состоялась 1 января 1843 года. Разводной пролёт располагался у правого берега Невы.
Новый мост открыли 21 ноября 1850 года. На торжество прибыл император с семьёй и свитой. Николай I с сыновьями прошёл пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске вместе с наследником. Мост получил название Благовещенский по названию церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади. В середине XIX века новый Благовещенский мост протяженностью порядка 300 метров был самым длинным в Европе.
После кончины императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский, а в 1918 году дали новое имя в честь лейтенанта Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в первую русскую революцию.
В 1936–1938 годах мост был перестроен. Проект разработал инженер Григорий Передерий. Количество пролётов сохранилось прежним — восемь, но разводным стал средний пролёт. Мост разводился с помощью электромеханического привода. При реконструкции старые пролёты сохранили, а позднее, в 1944 году, в разобранном виде перевезли по железной дороге в Тверь. В 1956 году из них был построен Новый Волжский мост.
В 2004 году встал вопрос о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Было принято решение максимально приблизить его архитектурный облик к тому, который он носил в XIX веке. Старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, а стальные конструкции пришлось полностью заменить. В ходе реконструкции был значительно увеличен разводной пролёт. Мост стал гораздо шире, с него убрали трамвайные пути. Гидравлическая система разводки сделала подъём крыльев моста быстрым и плавным. 15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название.
Дата: 21.11.2025 10:36